Свои поправки ко второму чтению законопроекта также разработала ФАС. В ноябре 2022 г. она направила их в правительство, предложив распространить регулирование маркетплейсов на соцсети и поисковики. С критикой этих предложений выступили ряд ведомств, в том числе Минэкономразвития и Минцифры, писали «Ведомости». Ознакомившись со всеми заключениями, правительство предложило ФАС разработать отдельный законопроект по регулированию соцсетей по аналогии с маркетплейсами.
С позицией Кожевникова о необходимости дополнительного регулирования отношений площадок с продавцами в корне не согласны сами платформы.
«Предложения Кожевникова в большинстве своем уже урегулированы гражданским законодательством и не требуют дополнительного регулирования», – заявил «Ведомостям» представитель Ozon. По его словам, добросовестные участники рынка уже и так следуют разработанным на площадке ФАС отраслевым принципам, а также стандартам взаимодействия, разработанным с участием Минпромторга и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет Ozon, Wildberries, DNS «Ситилинк», «М.Видео», «Эльдорадо» и др.).
Разделяет точку зрения Ozon и президент АКИТ Артем Соколов, отметивший, что если маркетплейс нарушает прописанные в оферте положения, продавец вправе обратиться в суд. По его словам, обязанность маркетплейсов предоставлять в открытом доступе подробную детальную информацию обо всех штрафах, удержаниях, иных действиях прописана в отраслевых стандартах, принятых на площадке Минпромторга, которые подписали все платформы и ассоциации, объединяющие продавцов. «И даже если внести такой пункт в пятый антимонопольный пакет, к которому он, по сути, не имеет никакого отношения, все равно подобный спор может разрешаться только в рамках судопроизводства, где истец должен будет доказать, что нарушение было», – полагает он.
«Маркетплейсы не заинтересованы в сокращении числа предпринимателей на площадке, но для нас важно, чтобы продавцы соблюдали права потребителей и все требования регуляторов», – отметил представитель Wildberries. Собеседник добавил, что приостановка сотрудничества с предпринимателем «может быть только при нарушении им законодательства и существенных нарушениях положений оферты (например, при продаже запрещенного к реализации товара)».
Механизмы удаления аккаунтов продавцов с маркетплейсов, правила начисления штрафов и т. п. в настоящее время не регламентированы действующим законодательством, не согласен с Соколовым преподаватель Moscow Digital School Алексей Минаев. «Это частно-правовые отношения: что-то частично регулируется законом, частично – стандартами саморегулирования, частично – договором маркетплейса и селлера», – отмечает он. Что касается действующего законодательства, цифровые платформы, в том числе маркетплейсы, должны следовать требованиям закона «Об информации», «О защите прав потребителей», а также положениям Гражданского кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, добавил юрист.
«Платформы стремятся к выработке общеотраслевых правил саморегулирования. Например, за последние годы рядом платформ, в том числе маркетплейсами, были подписаны базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков, стандарты взаимодействия маркетплейсов и поставщиков, хартия профессиональной этики сервисов размещения объявлений и другие стандарты саморегулирования», – резюмировал он.